Психологи пишут | «Эго Ресурс» — институт организационного и личного развития

Институт «ЭГО РЕСУРС»
организационного и личного развития «Экология Вашей души!»

+7(351)22-52-911
+7(961)786-44-35
Челябинск, ул. Доватора, 24 Б

образование

Профессиональное образование 

жизнь

Развитие личности 

Как не умереть от зависти? -- Записки о детской психологии

Всем известно, что в  нашей жизни найдется место не только подвигу, но и менее возвышенным проявлениям человеческого характера. Например, зависти.

Если это чувство знакомо вашему ребенку, наверняка вы об этом знаете, ведь зависть не так-то легко скрыть…

Завидовать и в детстве и в более взрослом возрасте можно многому – чудесной игрушечной лошадке, ежедневной конфетке в кармашке или тому, что воспитательница опять похвалила Петьку, а не меня.

Если зависть к предметам материальным, как правило, минует детишек из более-менее обеспеченных семей, то от зависти к личным качествам ближнего: к таланту, способностям или успеху, к сожалению, не застрахован никто. И позиция родителей в этом случае играет далеко не последнюю роль.

Откуда берутся  «завидки»

Всем хорошо известная детская фраза: «Тебя что, завидки берут?» появляется неспроста.

Ну почему дети так часто недолюбливают отличников? Вернее, какие дети их не любят? В первую очередь те, кому дома постоянно ставят отличников в пример. И чем чаще родители в «воспитательных целях» упоминают в присутствии ребенка о достижениях его сверстников, тем больше у них шансов добиться противоположного эффекта.

Нередко бывает и так, что ребенку приходится даже оправдываться дома перед родителями за то, что кто-то из его одноклассников оказался лучше. «Почему ты занял всего лишь 3-е место в конкурсе?», «Почему Васю, а не тебя,  выбрали читать стихотворение?»,  или даже «Вот Леночка догадалась нарисовать солнышко, а ты – нет». Поэтому чаще всего завидуют те дети,  кто видит себя только в «отраженном свете», кто недостаточно уверен в себе. Поводов для уязвленного родительского тщеславия всегда предостаточно, и если мама с папой не стараются сдерживать свои эмоции и чаще упрекают ребенка, все его усилия будут направлены на то, чтобы скрыть от них информацию об успехах других детей, а не на достижение своих собственных успехов.

«Но как в таком случае развивать в ребенке здоровое честолюбие, волю к победе?» - спросите вы. Это необходимо делать, в первую очередь, поощряя и развивая те достоинства, которыми он уже обладает. Родительский максимализм не дает многим из нас восхититься малым, и мы начинаем «давить» на детей «по полной программе»: чтобы и книжки умные читал, желательно по-английски и в подлиннике, и постоять за себя умел, и бегал быстрее всех, и везде бы выбивался в лидеры. А что, если задать вопрос себе:  сами-то мы на скольких поприщах преуспели? И вряд ли здесь будут уместны оправдания, что раньше, дескать, и жизнь другая была, и в нас родители меньше вкладывали, и таких школ не было.

Воспитывая своих детей, мы частенько рискуем впасть в опасное заблуждение – чем больше ребенок занимается, тем лучше для него и тем выше будут его успехи. Собственный печальный опыт обучения в музыкальной школе, скорее всего, вернет вас на землю – если занятия не приносят удовольствия, проку в них будет мало. К тому же,  наши дети совсем не обязаны иметь разнообразные и исключительные таланты и достоинства. И уж если в них есть какая-то искорка – этому стоит радоваться. Давайте понаблюдаем за своим чадом – что он больше любит делать, чем занимается в свободное время, какими успехами и достижениями действительно гордится,  и порадуемся вместе с ним. Ведь основным источником зависти является недостаток признания нас и наших успехов со стороны.

Кстати, ребенок со здоровой психикой, не травмированный постоянными сравнениями не в свою пользу, обладает прекрасной защитой от чувства зависти: если при нем кого-то хвалят, к примеру, за умение рисовать, он думает про себя или вслух: «Зато я хорошо пою (бегаю, решаю)». Спасительное зато поддерживает в нем самоуважение и страхует от зависти.

Зависть – двигатель прогресса

Если первые проявления этих чувств в ребенке происходят на ваших глазах, вы можете постараться помочь малышу продуктивно использовать желание что-то иметь. К примеру, вы видите, что ребенок завидует мальчику, выстроившему на пляже огромную башню из песка. Так помогите ему создать что-то не менее впечатляющее, ведь вместе у вас обязательно получится нечто грандиозное.

Ваше чадо страстно желает иметь дома вещь, расходы на которую явно не укладываются в семейный бюджет или в ваши планы, например собственный компьютер?  Тогда постарайтесь хотя бы найти для ребенка возможность удовлетворять свою потребность  приемлемым для обеих сторон (вас и вашего ребенка) образом. Например,  выделите время для занятий на вашем компьютере и т.д.

«Кто на свете всех милее, всех румяней и белее?»

В подростковом возрасте зачастую возникает новая проблема – ваша дочка потихоньку начинает  завидовать красивой подружке, ее вещам, украшениям, друзьям. Не старайтесь уверить ее в том, что и вы сами когда-то были «гадким утенком» или что встречают по одежке, а провожают…  Лучше обратите ее внимание на то, что еще старинные сказки убедительно доказывали безрезультатность выяснения этого вопроса и поскорее займитесь  вместе с дочкой ее новым имиджем.  Подберите новую прическу, помогите исправить недостатки в движениях, научите девочку комбинировать одежду, создавать модные детали собственными руками. Вы и сами не очень-то в  этом разбираетесь? Тогда к вам на помощь придет целая армия стилистов, консультантов, тренеров, дизайнеров, которых можно найти не только в дорогих салонах, но и в детских клубах, центрах творчества. И наверняка, ваша дочка очень скоро откроет для себя свой собственный стиль, а может быть даже станет вашим личным консультантом.

 Противоядие от зависти

Зависть порой становится отличным толчком к работе над собой, к поиску конструктивных решений проблем. Причем не обязательно  прошибать лбом стену, добиваясь желаемого. Не менее важно научиться без чего-то обходиться, радоваться успеху ближнего, избавляться от иллюзий и … смиряться с неизбежным.

Стараясь уберечь ребенка от чувства зависти, не ударяйтесь в другую крайность – не делайте вид, что для нее нет реального повода. Дескать «не очень-то и хотелось, чтобы тебя взяли на конкурс». Ребенок быстро почувствует фальшь и научится фальшивить самостоятельно.

Иногда очень важно быть честным с самим собой, и, сказав себе однажды: «Да, мне никогда не выиграть соревнования (не стать балериной, не исправить тройки в прошлой четверти), но я не изменюсь из-за этого в худшую сторону»,  -  ваш ребенок поднимется еще на одну ступень в жизненной зрелости.

Расскажите своему ребенку о том, как важно бывает порой для успеха дела, чтобы  в нем принимали участие совершенно разные люди, и каждый может быть необходим по-своему. Подумайте вместе, какие его личные качества могут помочь преодолевать препятствия и достигать успеха, какие его качества выгодно отличают его от окружающих.

Не пытайтесь, во что бы то ни стало, заглушить зависть. Ведь страшна не зависть сама по себе, а то, что она тихо и незаметно может подчинить себе жизнь. Дайте ребенку открыто выразить свои переживания, а потом вместе подумайте, как поступить.

 

  Хотите научиться лучше понимать детей? Приходите на авторскую обучающую программу "Интегративный подход в детской психотерапии и консультировании"!
    Приглашаем людей помогающих профессий (психологов, педагогов, студентов), а также заинтересованных родителей и тех взрослых, кому интересны вопросы детства и детско-родительских отношений.
    Занятия начинаются с 22 августа. 
Лабастова Юлия

Психологи пишут:

Выбор
программ
Запись на
программу

Новости

Все новости

Для тех, кто хочет знать больше!Подпишись,чтобы первым узнавать о новых программах и успевать на акции!

Партнеры